Уже сколько раз езжу на Зубья, а на Казыр сподобился только первый раз. Славен он крутыми, довольно короткими склонами. По большей части, это кулуары, с ненулевой лавинной опасностью.
Ненапряжная 5-ти километровая прогулка от станции до приюта, быстрый перекус и вперед – на разведку ближайших склонов.
В первый день идти далеко не хочется, поэтому начали затрапливать на склоны чуть ниже приюта по течению Казыра. Доходим до верха хребта, чуть тупим и вниз.
Еду первым, на ходу делая выбор из нескольких вариантов кулуаров. В средней части налетаю на ряд трещин до земли. Не все удается объехать, неприятно долбят в ноги. Скатка динамичная, короткая. Превращаю доску в лыжи и на второй подъем. По второму разу идет веселее, тропа уже плотная, через несколько дней станет вообще бетонная.
Точка старта та же, кулуар соседний (как потом оказалось именно тот, в котором за 2 года до этого Ване поломало ногу в лавинке). Стартую опять же первым, быстро пролетаю поле до начала кулуара. В самом кулуаре уклон побольше. Чувствую, что подо мной начинает ехать склон. Ухожу к ближайшим деревьям, якорюсь, предупреждаю остальных. Илья и Пашка уже здесь, надо мной, тоже успели проехаться в едущем склоне. Не самые комфортные ощущения. Но, похоже, съехал только небольшой верхний слой и всё, что можно, мы уже спустили. Тем не менее, ухожу на боковую часть кулуара, под прикрытие деревьев и уже оттуда – до низу. Фотки, как обычно или сверху или снизу.
Народу много в компании, поэтому неудивительно, что делимся на кружки по интересам. Кого-то привлёк длинный пологий склон на другом берегу Казыра. Кто-то ушел на дальний кордон вверх по течению. Третья группа выдвинулась обкатать склоны ближайшего ручья вверх по течению. Правый берег Казыра довольно обрывист, поэтому подходы удобнее делать по левому. Склоны ручьев сильно ущелисты, не сразу понятна перспективность катания в этом месте.
Лавируя среди линий отрыва склона
доходим до точки старта.
Наш главный мастер ножа и топора снеговой пилы и лопаты успевает забить и прикопать кого-то выкопать шурф, пока остальные пьют чай с вкусняшками, переобуваются в доски и тупят. Делает умное лицо, даёт добро, мол снег норм (верить или нет ему – еще тот вопрос).
Кулуары на Казыре часто узкие и, самое главное, не просматриваемые сверху. Поэтому уйти не в тот, что планировал, рассматривая склоны снизу – раз плюнуть. Так и в этот раз, ушли на 100 метров по хребту от подъемного кулуара и привет, спуск не по тому кулуару. В принципе, ничего страшного, но именно здесь было узкое горлышко меж двух камней с дропом. Надо бы прыгать с ходу, но страшно же, что там за ним – неизвестно, поэтому сливаю это место, оттормозившись и шоркнув кантом по камню.
Выехав на свою подъемную тропу, получаем нежданчик. Новоприбывшему десанту из соседнего приюта стало лень делать свою тропу на любую из окрестных горок. А склоны здесь узкие и короткие, поэтому даже если по нему проедет десяток человек, то они разобьют его в хлам. Приходится поднапрячься, чтоб обогнать эту толпу на подъеме.
Чтоб не пересекаться с чужими следами ушли еще дальше по хребту метров 50 (ближе к приюту) от точки прошлого старта к следующему кулуару. Посмотрели вниз, потоптались. Как-то лавиноопасно выглядит, да и рельеф не простой. Еще и вечер уже, ранние сумерки. Наметили промежуточную точку сбора в середине спуска на безопасном локальном пупыре. И далее по одному. Ухожу последним, сразу ухаю с крутячка. Над камнями жестковато, но нормально выезжаю к остальным. Оттуда уже каждый чертит свою линию. Внизу снег с коркой после солнца, отсаживаюсь на заднюю ногу, чтоб не уткнуться. Съехали, посмотрели назад. Почти всем понравился этот последний кулуар – крутенький, техничный, заставляющий собраться.
Следующий катально-ходильный день начинается рано
3-й день подряд никому не хочется тропить, поэтому идем по тропе первого дня, поднимаемся на хребет. Следуя его изгибам, уходим к началу широкого кулуара, расположенного ниже по течению за известным «Кулером». Погода отличная, наслаждаемся солнцем и лёгкой тропёжкой.
Перед спуском Костя опять проводит свой ритуал. И дальше по приятно-мягкому снежку, немного подтопленному солнцем в средней части.
Внизу сразу на новый круг, благо подходы близкие.
Кое-кому не захотелось далеко идти, они устраивают фотосессию на ближнем склоне, рядом с тропой подъема.
В череде солнечных дней наступил паудер-день. Мысль катануть склоны над Томью с самого начала витала в головах, сегодня настал день её реализации. 5-ти километровый променад, и вот она Томь. Небольшая прогулка вдоль ж/д путей и начинается тропёжка. Если смотреть на эти склоны от Томи (или по карте), то видно несколько привлекательных лавинных прочёсов.
Мы почему-то прошли все из них и начали подъем ниже по теченью Томи на дальний борт долины ручья, впадающем в этом месте в Томь.
Фото сплит-забора перед спуском
И старт
Т.к. склон северный, плюс после/во время снегопада, то попали на сухой легкий снег. Еще и с бодрым уклоном и небольшими дропами на укрытых снегом бревнах. В-общем, всё как мы любим. Финал, правда, вышел немного неожиданный. Склон заканчивается резким сбросом к ручью, не полностью замерзшему. Поэтому кто-то потом отскребал скользяк от намерзшего грязного льда, кто-то – ботинки.
Часть команды покинуло нас в это день. Ну, а оставшиеся, в более камерной обстановке, устроили небольшой дебош. Благо запасы позволяли.
На 5-й день фантазия кончилась, поэтому опять же разделившись, обкатывали уже известные склоны, их как раз засыпало вчерашним снежком.
Среди реализованных идей был склон прямо над мостом через Казыр. На него очень нетривиальный выход сверху. Первый раз промахнувшись и съехав к дороге на перевал, поднялись почти по своим следам и вышли на нужную точку. Оттуда влево уходит спуск в долину 3-го дня, направо – к дороге на перевал, а прямо по водоразделу как раз съезжаешь к мосту. Главное не уходить с этого водораздела никуда.
Объединившись с представителями конкурентной команды, решили сделать вылазку на дальний склон, расположенный напротив впадения Сургаса в Казыр.
Стрелка Сургаса и Казыра:
До слияния добежали довольно быстро.
Потом какое-то время искали место, где можно перейти Казыр. Кое-кто даже умудрился провалиться.
Стандартный серпантинный подъем
Несколько перекуров/-кусов
И мы уже почти наверху
Там, как обычно в долине Казыра, – главное не уйти в соседний кулуар. В данном случае пришлось бы либо долго выгребать (левее), либо поневоле становиться профи в преодолении скального рельефа (правее).
Фоток спуска, как обычно, нет, т.к. кто-то внезапно сказал: «Ну что, поехали?». И все как ломанутся толпой. Какая там безопасность поочередного спуска! Тут бы случайно не врезаться в кого-нибудь из щемящихся рядом, спереди и над тобой.
Темнее в январе рано, поэтому в этот день ограничились одним спуском
Ну и конечно, куда катание без быта. Здесь он был даже комфортен! Свет по вечерам, газовая плита, печка, уставшие (но довольные) лица друзей
На следующий день нам надо уезжать и те, кто не забулковал – пошел с утра фотографироваться на ближайший склон:
После финальной выброски до станции
чинно загрузились в электрон, расселись, и с интересом наблюдали штурм дверей электрички на Лужбе толпами любителей ходить в гору со сноубордом/глыжами.
Михаил Шпак (ноябрь 2015)
фото: Михаил Шпак, Константин Орленко, Андрей Рыжков