Израсский Голец. Уютный фрирайд в долине Томи.

Морозный полумрак, постепенно светает. На потолке палатки начинают проступать узоры инея. Все-таки неудобно спать в тесном коконе из двух летних спальников с наброшенным на голову пуховиком – вертеться надо по минимуму, иначе спальники сползают с плечей, а пуховик с головы. Когда же он зазвонит уже? Вроде бы как совсем светло… Наконец-то! Вова отключает будильник и начинает ворочаться рядом. Семь часов утра. Теперь надо заставить себя перевернуться и вытащить из уютного тепла спальника плечи и руки, брррр… Сколько у нас там ниже ноля, а? Всего-то -18 оказывается, живем!

В первую ночь было -27, поэтому спали до 9 утра. Переворачиваюсь и разжигаю горелку, вода на чай припасена с вечера в термосах. Горелка нихрена не горит, руками греть не реально, разжигаем пару горынов и греем ими котелок и баллон.

Три литра воды с трудом закипает за 20 минут. Все уже проснулись и начинают утепляться. В таких условиях по многу раз за утро менять одежду не практично, поэтому лучше сразу натянуть катательные шмотки, которые со вчера естественно не просохли и стоят колом. Ну и ботинки, да, это отдельная песня. Появляется здоровый злой азарт:мы встали в 7 утра в -18 и сейчас пойдем кататься не смотря ни на что. Самооценку это поднимает здорово.

Расшевелились, оделись, кипяточек подошел. Чай, печенье, орехи, шоколад – вполне достаточно для быстрого завтрака. Чай в термоса на гору решаем не кипятить – долго, зальем холодной. Отдельный ритуал – почистить зубы у ручья! Скорее из промозглой палатки на свежий воздух. На свободе тихо и хорошо. Солнце ещё не встало, начинают петь первые птицы, утро наполнено пронзительным ощущением чистоты и простора.
Куртку, термос и перекус в рюкзак, наверх предпочитаю ходить в максимально облегченном виде. Сейчас бросает в дрожь, но через 10 минут будет жарко. Половина девятого. Палки в руки и побежали наверх. Тропа за три дня стала железобетонной и народ ломится без снегоступов, зря я этот момент не проконтролировал, ох зря…
А теперь получаешь всю квинтэссенцию бэккантри в одном двухчасовом усилии – только ты и тропа. Приходит радостное ощущение четкой и правильной работы тела, каждой мышцы. Контролирую темп и дыхание, дышу, дышу, дышу… Поднимаюсь выше, небо голубеет, выходит солнце, природа великолепна, верчу головой, впитываю красоту… Это стоит холодной ночевки!
Тропа состоит из трех логичных участков – из глубокого распадка на крутой отрог до выполаживания (две трети набора по высоте), затем через перемычку подъем на хребет и третий участок – по хребту на западную, более высокую вершину. 700 метров подъема, 2 км расстояния. Мы настолько мотивированны, что вся группа прибегает на точку старта в десятиминутном интервале. Вода, фруктовый батончик, куртку надеть, ещё немного потупить, проверить рацию, наметить линию, ну… Понеслась! Женя предлагает махнуть направо, проскочить гребень и через лес траверснуть к тропе в долине ручья, где стоит палатка. Соглашаемся, несемся вперед втроем, первой группой. Сначала участок широких открытых полян, потом курумные поля с редким лесом, пара прыжков, борьба с коркой, вроде режет, собака, ноги, ох, мои ноги, терпеть, жечь, скорость, еще наддать, Женя впереди прыгает с любой подвернувшейся на пути кочки, влетаем в лес. Уфф, оттормозиться, передохнуть, оглядеться. Чота, ребята, не сильно ли вправо мы забрали, а? Фигня, прорвемся. На гребень уже не выкатить, низковато. Траверсируем лес, Андрей где-то сзади по рации интересуется нашим маршрутом, в голосе сомнение. Впереди сквозь деревья видно резкое понижение, это распадок с ручьем. Но почему он под таким странным углом? Мать твою! Ручей-то не наш! Снегоступов нет! В распадке естественно снегу по пояс. Женя остается на склоне и начинает выбираться вверх. К нам скатывает Андрей, у него единственного с собой снегоступы и это спасение. Следующие полтора часа проходят в тяжелой и изнуряющей работе, пот ручьем, маты… Перевалили три гребешка и успели-таки за час до выхода из лагеря. Остальные члены группы удачно выходят по Жениным следам раньше нас. Уфф. День-то у нас последний, надо не опоздать на электричку. Выпиваю литра полтора воды из ручья, успеваю собраться. Все молодцы, все успели.

Многие из нас могли наблюдать по пути на Лужбу интересную вершину в районе станции Сливень. Трапецевидный массив замыкает долину ручья примерно в 5 км от Томи и называется Израсским Гольцом. Гора манит широкими снежными полями и неплохим перепадом, который, судя по карте, составляет около 600 – 700 метров. Абсолютная высота Гольца около 1100 метров, рельеф в районе этой вершины весьма разнообразен.

Станция Сливень абсолютно безлюдная, есть железнодорожная запертая сторожка, да две таблички с названием станции. От станции надо пройти около километра в сторону Междуреченска, это легко сделать по буранке на Томи. Идём до ближайшего ручья, который как раз и течёт из-под Гольца.

По ручью можно дойти до охотничьей избушки под Израсским Гольцом.

Избушка небольшая, максимум на четверых, но может быть использована для вечерних посиделок при наличии палаток для сна. Рядом с избушкой есть банька.
К основному массиву гольца примыкает несколько перпендикулярных гребней, которые могут быть использованы как для подъема, так и для катания — на них хороший уклон. Склон основоного массива в верхней части безлесый, покрыт курумником, который хорошо накапливает снег. Именно здесь самые интересные скатки, с хорошим уклоном, заканчивающиеся в глубоких распадках. Рельеф у подножия голца сильно пересечен, много ручьев, крутых стенок, кустов, достаточно плотный лес — об этом нужно помнить, чтобы не закончить веселый райд в ручье, или повиснув на одном из многочисленных поваленых деревьев.

С вершины открываются виды Поднебесных Зубьев:

и долины Томи:


За вершиной, в северном направлении — не менее живописные виды:

Место приятное и уютное. Да и покатать есть чего. Планируем вернуться на эту горку.

Дмитрий Баев (февраль 2012)